Рок-словарь с объяснениями, дополнениями и картинками
Джон ХАРРИС,
английский журналист
Рисунки Дэвида АТКИНСОНА
Признайтесь, вы иногда путаетесь во всех этих хип-хопах, трип-хопах и хардкорах? Лежите по ночам без сна, пытаясь выяснить, чем, в конце концов, стадиум-рок отличается от дэнс-холла? Любимому журналу ведь можно признаться в собственных мучениях. Любимый журнал для того и создан, чтобы вас от них избавить. Готовы? Тогда поехали!
АФРОБИТ (afrobeat). Гибрид африканской традиционной музыки с фанком и джазом, выращенный в 1963 году ныне покойным нигерийским исполнителем Фела Кути. К середине 70-х завоевал мировое признание и продолжает пользоваться им по сей день, о чем свидетельствует недавний успех альбома Дэймона Элбарна "Mali Music".
БЛЮГРАС (bluegrass). Создан на основе традиционного кантри в первой половине XX века. Название возникло в 1940 году с легкой руки Билла Монро и его группы Bluegrass Boys. После выхода фильма братьев Коэнов "Ну где же ты, брат?" приобрел повсеместную популярность, что привело к невиданному спросу на банджо в американских магазинах.
БУТИ-БЕЙС (booty bass). Выведен в Майами с одной-единственной целью - саундтрэки для исполнения стриптиза. И чего стоят названия вроде "Shake That Ass Bitch" ("Потряси задом, сучка") группы Splack Pack!
БРИТ-ПОП (britpop). Появился в 1994 году стараниями групп, воспитанных на музыке Small Faces и The Kinks, но вскоре это определение стало обозначать стиль любой успешной команды. В наши дни превратился в откровенное ругательство. Типичная реакция на хит "Smile" группы The Supernaturals: "Кошмар! Да это ж брит-поп!"
БРИТ-РОК (britrock). В 1996 году - громкая музыка для тинэйджеров, которые ненавидят Blur и Oasis и торчат от Terrorvision.
ДЭНС-ХОЛЛ (dancehall, то есть "танцплощадка"). Танцевальный стиль, выросший из рэггей 80-х. Непременные атрибуты: драм-машина и вокалист-рэппер, выдающий тексты - "грубые"5 или как минимум "дерзкие".
ДРИЛ-Н-БЕЙС (drill'n'bass). Вариация драм-энд-бейса, звуковой террор невиданной силы, основанный на комбинации ускоренного брейк-бита и атональных шумов. Первооткрыватель - группа Aphex Twin.
ДРАМ-Н-БЕЙС (drum'n'bass). Не в меру шумная и хаотичная британская "черная" музыка, отцом которой в 1993 году стал Клиффорд Прайс по прозвищу "Голди" - большой любитель всевозможных джанглов. Драм-н-бейс родился заново с появлением коллектива Kosheen.
ДАБ (dub). Засоряющая мозги разновидность рэггей, придуманная Кингом Табби и Ли "Скрэтчем" Перри, которые свели музыку к голой ритмической основе с cильной реверберацией и дали ее попробовать британским тинэйджерам. Через несколько недель тысячи школьников заговорили с ямайским акцентом!
ГАРАЖ (garage). В конце 60-х - начале 70-х , - громкий, грязно сыгранный рок, исполняемый молодежными американскими группами (MC5, The Stooges) в пригородных гаражах. Сейчас - лицо "нового" рока, громко и грязно сыгранного нечесаными уличными лохами The Libertines.
ГРАНДЖ (grunge). Судя по всему, назван в честь композиции Led Zeppelin "Crunge" с альбома "Houses Of The Holy" (1973). В начале 90-х гранджем был рваный и непричесанный рок группы Nirvana, но через пару лет тот же самый грандж стал символом стандарта. Современная версия гранджа - ванкуверская группа Nickelback. Правда, уже в чистеньких брючках из "шотландки" все от той же Мосс.
ХАРД-ХАУС (hard house). Хаотичная, оглушительная мешанина из всевозможных "прикольных" электронных звуков и индустриальных шумов, соединенная в одно целое при помощи драм-машины. Одним словом, отрава.
ХЭТ-КАНТРИ (hat country, букв. - "шляпное кантри"). Откровенно издевательское (и меткое!) определение для якобы настоящей деревенской музыки, которую так любят миллионы наивных американцев.
ХЭВИ-МЕТАЛ (heavy metal). Термин придумал еще в 50-х скандально известный американский писатель Уильям Берроуз. В 70-е он идеально подошел для описания музыки группы Black Sabbath. За последующие тридцать лет мутировал, и теперь имеет массу разновидностей - спид-метал, трэш-метал, глэм-метал, ню-метал...
ИНДИ (indie - сокр. от "independent" - независимый). 1. 1986 год - нервная, лишенная всякого рок-позерства музыка, издающаяся на так называемых "независимых" лейблах. 2. 1996 год - чуть более приятная музыка в исполнении людей, готовых подписать контракт с тем лейблом, который предложит больше денег. 3. С сеpедины 90-х годов - практически любая музыка, сыгранная англичанами.
ЛО-ФАЙ (lo-fi). Несмотря на изобретение компакт-дисков, 24-дорожечной записи и прочих чудес технического прогресса, некоторые музыканты (например, Smog) по-прежнему записывают свои шедевры на кассетах, с помощью инструментов, изготовленных из садового инвентаря и столовых ложек.
МЭШ-АП (mash-up). Незаконная практика скрещивания несовместимых песен, в результате чего на свет рождаются невероятные ублюдки. К примеру, хит группы Sugarcubes "Freak Like Me" (Гэри Ньюман и Адина Ховард в одном флаконе).
ПОП (pop). 1. С 1953-го по 1996 год - любая популярная музыка (кроме рока), к которой с одинаковым успехом можно причислить The Beatles, Blur и Bros. 2. С 1996 года нехитрые сиропные песенки, рассчитанные на подростковую аудиторию.
ПСАЙХ-РОК (psych rock, то есть психоделический). Давно забытый стиль, созданный упертыми фэнами Леннона-Маккартни и Джеггера-Ричардса (The Creation, The Poets) в неуклюжей попытке повторить успех шедевров "Get Off Of My Cloud" и "Paperback Writer". Пользуется популярностью у заблудших душ с прическами "под битлов".
ПАНК (punk). 1. В 1977 году - антимузыкальный стиль, который отличается нарочито грязной манерой игры и вызывающей тематикой песен - от предложений нюхнуть клейку до призыва к уничтожению цивилизации. 2. В наше время - коммерческая музыка, сделанная в Калифорнии веселыми циничными парнями Blink-182 и The Offspring.
РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ (R&B) 1. В начале 50-х - музыка черных американцев, сочетавшая в себе декламаторскую вокальную манеру и 12-тактовую структуру. 2. В наши дни - музыка черных американцев, идеальный фон для похода в супермаркет.
РОК-Н-РОЛЛ (rock'n'roll). 1. Одна из величайших ценностей Запада, созданная Чаком Берри, Элвисом и целой армией последователей. Факт рождения этого сокровища ежегодно отмечается грандиозным концертом в летнем лагере "Weekenders". 2. По мнению фанатов Oasis, все, что играет Лайэм Галлахер.
СТАДИУМ-РОК (stadium rock, букв. - "стадионный рок"). С 1985 года - стиль, в котором работает любой исполнитель, способный набить публикой велотрек, а еще лучше - футбольный стадион. С негодованием отвергается поклонниками инди. Занятный парадокс: в наше время почему-то только инди-группы (Coldplay, Radiohead) в состоянии завести большую аудиторию.
СТОУНЕР-РОК (stoner rock - то есть "торчковый"). Гибрид гранджа и панка, придуманный любителями марихуаны для таких же, как они сами. В качестве главных торчков выступили калифорнийцы Kyuss, от которых впоследствии отпочковались нынешние лидеры стоунер-рока Queens Of The Stone Age.
ТРАНС (trance). Депрессивная музыка, напоминающая щелканье метронома, популярная среди поклонников хай-тека. Особое внимание уделяется таким атрибутам, как "таблетки качества" и нанесение на тело ультрафиолетовой раскраски.
ТРИП-ХОП (trip hop). Термин придуман для классификации представителей второй волны хип-хопа с нарочито заумными текстами (Portishead, Трики, Massive Attack). Перевел с английского Дмитрий ПАВЛЕНКО
|